В очередной раз переписывая свою диссертацию, посвященную
причинам образования различных типов русел …
(один из последних вариантов
доступен по адресам, представленным в конце этого выпуска)
Так вот основное внимание я решил уделить литературе,
посвященной этому вопросу.
Перелопатил около сотни собранных постепенно у себя книг,
составил подробный список литературы. Список оказался довольно объемным.
Конечно, ещё не конец. Только начало. Планирую, распечатав этот список,
посетить БАН, Публичку и библиотеку географического общества и прочесать
систематические и другие каталоги, чтобы дополнить и проверить то, что у меня
уже есть. Пока список литературы по русловым процессам насчитывает более 8000
ссылок.
Призываю всех русловиков, которые услышат моё воззвание!
Присылайте список своих трудов!
Обещаю Вам полный список, когда он будет готов, или сразу,
сырой - как угодно!
Планирую, конечно, опубликовать отдельной книжечкой всю
собранную библиографию по русловым процессам.
Работая с этим бесценным
интереснейшим списком, я узнал много нового и необычного. В нашей рассылке,
посвященной приемам решения научных задач, хочу рассказать то, что может быть
интересно ученым различных специальностей.
Кроме того, хочу отметить, что на меня произвела большое
впечатление статья Ю. Мурашковского «Стадии развития научных
представлений», опубликованная в 22-ом выпуске нашей рассылки -
http://bedload.boom.ru/TRIZ/Rassilka/Rass22.htm. В какой-то степени она подвигла меня на
своеобразный анализ этого списка литературы.
Анализируя литературы, которую обычно относят к
русловой, я пришел к выводу, что один и тот же объект-процесс (река и её
изменения) изучаются одновременно на самом деле не одной наукой, а разными
науками.
Эти науки имеют иерархическое строение.
Для русла реки эта иерархия обычно выглядит так:
уровень частиц грунта (песка и т.п.),
уровень гряд (микроформ),
уровень мезоформ (побочни, осередки),
уровень макроформ (излучины),
уровень морфологически однородного участка,
уровень реки.
Соответственно этим структурным уровням различаются и науки,
их изучающие. У каждой из этих наук свои проблемы, задачи, рамки.
Русловики считают, что главная задача - объяснить причины
образования различных типов русловых процессов,
Для «грядовиков» - причины образования различных видов гряд,
для «песчаников» - найти причины отрыва частиц.
Каждый решает свою задачу.
Интересно, что, решая главный вопрос своего структурного
уровня, бесполезно обращаться к закономерностям, выявленным для более низкого
структурного уровня. То есть думать - вот я опишу движение всех частичек донных
наносов, а в результате получу закономерности движения гряд. Или - «Надо
описать движения гряд, тогда получим законы деформаций самого русла реки». Нет,
на низшем уровне не найти объяснения причин, действующих на своем (изучаемом)
уровне.
Раньше я долгое время думал, что причину надо искать именно
на том структурном уровне, на котором существует само явление. То есть причину
меандрирования или любого другого типа русловых процессов надо искать на уровне
самого русла, а не гряд, или наносов. Теперь я начал сомневаться и думать, что,
возможно, причину надо искать даже не на своем уровне, а на более высоком
уровне! Пока четких объяснений я не могу привести, но призываю Вас подумать -
Что происходит в Вашей отрасли науки? Не свалены ли в одну
кучу явления разного порядка? Тот ли структурный уровень признан за причину
того явления, которое изучаете именно Вы? На том ли структурном уровне обычно
ищется причина?
Эта обнаруженная иерархия наук на самом деле не
ограничивается перечисленными структурными уровнями. Есть продолжение дальше и
дальше вверх и вниз…
Со структурного уровня реки выходим на гидрографическую
сеть, флювиальную геоморфологию, общую геоморфологию, геологию, планетологию. И
в каждой из этих наук изучают реку и её деформации. «Истинный»
современный русловик часто далек от этих наук. Хотя каждый по-своему
рассматривает одно и то же.
Например, в Географическом обществе я слушал доклад
Г.Н. Каттерфельда о меандрирующих и разветвленных руслах на Марсе. Ни один
русловик не задумывается о процессах руслоформирования на других планетах
Солнечной и не только Солнечной ситемы.
Также и вниз - связные грунты, физико-химия…
Кроме того, на каждом иерархическом уровне существует
разнообразие по другим дополнительным осям.
Первая, самая простая, ось тоже в какой-то степени связана с
размерами:
Реки могут быть большие - маленькие. Люди изучают специфику
деформаций малых рек и т.п.
Свои проблемы, задачи, своё описание. Вот река маленькая,
вот большая. Чем они отличаются? Малые реки относительно более глубокие,
почему? На малых реках большее влияние растительности. Свой круг задач.
Гряды - большие-мальнькие, заструги, дюны, рифеля и т.п.
Наносы - супесь, песок, гравий, валуны и т.д.
Интересно также рассмотреть выход за пределы обычных рамок.
Наносы: что мельче мелкого? суглинок, глина. Происходит
качественное изменение - связные грунты, их размываемость. Далее
полуразмываемые породы - карст, неразмываемые породы - скала. Или в другую
стороны, валуны, инородные тела, опять скалы, круг замкнулся.
Другие ортогональные оси. Не только по размеру, а, например,
по причине (причинная ось!) - их обязательно несколько.
Для русел:
1) меандрирование - прямые - разветвленные (по типу русловой многорукавности)
2) неразветвленные - разветвленные (по типу пойменной многорукавности)
3) с ограничивающими факторами - без ограничивающих
факторов, свободное развитие.
Для гряд:
Гряды - гладкая фаза - антидюны.
На уровне частиц:
Влечение - сальтирование - взвешивание.
Получается многомерная сетка наук и сетка главных задач.
Собираюсь составить несколько таблиц по разным осям с
указанием главных вопросов, специфичных для каждой «клеточки»
1) Как? (описание явления)
2) Почему? (причина)
3) Как изменится? (прогноз)
4) Как регулировать? (управление).
Что происходит в Вашей науке?
Напишите, пожалуйста!
Мою диссертацию можно всегда найти здесь:
Cодержание
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/contents.htm
Аннотация
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/annotac.htm
Глава 1. Состояние вопроса.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch1.htm
Глава 2. Решение загадки меандрирования (или
всесильная диссимметрия).
§ 1. Откуда появилась идея?
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch2-1.htm
§ 2. Соотношение транспортирующей способности потока и поступления
наносов как условие формирования разных типов русел.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch2-2.htm
§ 3. Потенциальная относительная транспортирующая способность потока.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch2-3.htm
§ 4. Примеры изменений типов руслового процесса.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch2-4.htm
§ 5. Проявление разности в других явлениях.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch2-5.htm
Глава 3. Многофакторность руслового процесса
(или объединение альтернативных гипотез).
§ 1. Двухфакторная таблица русловых процессов.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch3-1.htm
§ 2. Врезанные реки.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch3-2.htm
§ 3. Третий независимый руслоформирующий фактор - относительная ширина
поймы.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch3-3.htm
§ 4. Третий, четвёртый… Далее?
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch3-4.htm
Заключение.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/ch4.htm
Литература. Список рисунков. Предметный
указатель.
http://bedload.boom.ru/Channel/Diser/Liter.htm
А русловедов прошу еще раз - пришлите, пожалуйста, список
всех Ваших трудов. Все Ваши работы нужны мне и всем, изучающим реки! |