Конкретно
по приемам:
''Приемы выбора задачи
(обнаружения явления).
1. Аномалия. ''Обрати
внимание! Это не объяснено!''. Все смотрят, но не видят. Чем более
известно явление, тем труднее его заметить.''
Я в таких случаях
просто прохожу мимо: не мешает, и ладно.
''2. Причинная ось.
''Выстрой по порядку''. А) Белые пятна. ''Посмотри, где дырки''.
Б) Лишний элемент. ''Что не лезет на эту ось?'' В) Выход за
границы ''Что еще более?''
''Причинная ось'', на
мой взгляд, - явление иного порядка, и не имеет отношения к
''дыркам'' и ''лишним элементам''. У меня она (В общем случае это
- не линия, а дерево.) имеет (в большинстве случаев)
вид:
ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ
''<препятствие>'', А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
УСТРАНИТЬ ЕГО ПРИЧИНУ
''<причина препятствия>'', А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
УСТРАНИТЬ ЕЕ ПРИЧИНУ
''<причина причины препятствия>'', А ДЛЯ ЭТОГО
НУЖНО
...
А вот пример (взят из
реального дерева решания задачи, - я только развернул сокращения,
расшифровал условные обозначения и заменил свои термины на
общеупотребительные):
РЕШИТЬ ЗАДАЧУ ''внести
препятствие < > и средство его преодоления в <некоторый
частный набор препятствий и средств их преодоления>'', А ДЛЯ
ЭТОГО НУЖНО
ПРЕОДОЛЕТЬ ПРЕПЯТСТВИЕ
''в моей голове отсутствует знание, как внести препятствие <
> и средство его преодоления в <некоторый частный
набор...>'', А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
УСТРАНИТЬ ЕГО ПРИЧИНУ
''для препятствия < > и средства его преодоления отсутствует
непосредственная ''стыковка'' '', А ДЛЯ ЭТОГО НУЖНО
УСТРАНИТЬ ЕЕ ПРИЧИНУ
''между препятствием < > и средством его преодоления
присутствуют причины препятствия < >'', А ДЛЯ ЭТОГО
НУЖНО
пропустить при записи
средства преодоления препятствия все эти промежуточные
причины
В обычном (мало
полезном) виде эта целе-средственная цепочка была бы
следственно-причинной:
''В моей голове
отсутствует знание, как внести препятствие < > и средство
его преодоления в <некоторый частный набор...>, ПОТОМУ
ЧТО
для препятствия <
> и средство его преодоления отсутствует непосредственная
''стыковка'', ПОТОМУ ЧТО
между препятствием <
> и средством его преодоления присутствуют причины препятствия
< >. ''
Выявления причины с
целью ее устранения, вообще говоря, не обязательно. Но в моей
практике почти все причины были связаны с препятствиями и
выявлялись именно с целью устранения. Единичные исключения тут
лишь подтверждают этот факт: это было выявление причин явлений,
представляющих собой случайное (неуправляемое) и врЕменное
преодоление тех исходных препятствий.
''Ось'' же (у
Альтшуллера - ''диапазон'', - АКД#17), это - просто более или
менее естественная последовательность объектов (см. ниже),
значений (''температур, давлений, расстояний, скоростей и т.д.'',
- АКД#17; пример для давления - АКД#18) или и того, и другого
вместе (планеты и их расстояние от Солнца: АКД#17).
У меня есть несколько
классов таблиц (в широком смысле): списки, наборы, деревья...
Часто тип таблицы является комбинацией названий классов. Я обратил
внимание на то, что одни комбинации есть (''список списков'',
''список наборов''), а других нет (''набор списков'', ''набор
наборов'') и попробовал упорядочить эти присутствия и отсутствия.
Получилась вот такая таблица (названия столбцов - первое слово в
типе таблицы, названия строк - второе):
| список | набор
|
------------|--------|-------|
списков | есть | нет
|
------------|--------|-------|
наборов | есть | нет
|
------------------------------
(Это одновременно и
более сложный (имеются две оси), и более простой (на каждой оси
всего по два объекта) случай, чем упомянутые выше.) Мне стало
любопытно, и я мысленно перебрал имеющиеся у меня объекты. И
оказалось, что и ''набор списков'', и ''набор наборов'' у меня
есть, - просто я их называл другим термином. В результате я этот
термин как избыточный ликвидировал. (Т.е., у меня тут получилось
не открытие, а ''закрытие''. :-) )
''3. Объединение
похожих явлений, процессов.''
У меня это происходит
''автоматически'': в силу того, что я вношу соответствующие записи
в соответствующие таблицы и по мере возможности стандартизую
формулировки.
''4. Разделение
явления. В одном - много. ''Раздави, разбей, расщепи!''
''
См. алгоритмы Ляпунова
и пояснения к ним в ПДТ.
''Приемы решения задачи
(обнаружение закономерности).
1. Увеличить количество
фактов.''
Как таковой я этот
прием использую изредка и только на начальных стадиях проверки
какой-либо гипотезы. Факты (точнее, записи о них в таблицах) у
меня по большей части имеют значение (практически полезны) сами по
себе (Без этого всегда есть сильный риск а) потратить свое время
впустую б) быстро потерять интерес.), и скорость (частота) их
записывания определяется исключительно ходом решения каких-то моих
практических задач. Но при появлении некоторой новой гипотезы
таких практических данных иногда не хватает. И тогда я
''искусственно'' увеличиваю эту скорость: беру то, что под руку
попадется. Это могут быть какие-то ситуации из литературы,
фильмов...
''3. Объединение
альтернативных гипотез. Многофакторность,
многомерность.
''Объединяй не
объединяемое. Выстрой на 2 оси! на 3 оси!''.
Примеры: объединение
различных руслоформирующих факторов.''
До стадий, где был бы
полезен данный прием, я, вероятно, просто еще не
доходил.
''4. Неприменимость
теории. ''
В моем рабочем
''лексиконе'' нет слова ''теория'' :-) (поскольку нет
соответствующего конкретного объекта). Так что, мне тут не у чего
''признать дырявость'' (АКД#26а5). :-) Разве что у ТРИЗ по
отношению к нетехническим системам. :-)
А если серьезно, то из
своей практики я могу тут привести такой пример: у меня в деревьях
решания задач иногда имеют место шаги (''УСТРАНИТЬ ЕГО/ЕЕ ПРИЧИНУ
... ''), не привязываемые ни к одному из выше лежащих шагов (в том
виде, в каком это сделано выше, - в примере дерева решания
задачи). Т.е., имеющиеся правила привязки не срабатывают. А шаги
(способы) - вполне работающие: выполнил и устранил препятствие
(решил задачу). Я тут до конца не разобрался, но рабочая гипотеза
такова, что это -, так сказать, ''вторичные'' причины (''первая
производная''? :-) ): причины того, почему одно явление является
причиной другого.
''5. Эмерджентность.
Каждый структурный уровень развивается по собственному закону,
отличному от законов развития элементов системы.''
Ни разу не сталкивался
с необходимостью выделения в специальный принцип несводимости
высших уровней движения материи к низшим. По-моему, это что-то из
области философской схоластики. Но в литературе попадалось (см.,
н-р, Odum, 1981).
''6. Ресурсы. ''Что
(надо сделать)?.''
См. шаг #4
(''Паспортизация и использование ресурсов'') су-алгоритма :-) (это
я использовал приставку ''су-'' по аналогии с образованием
терминов ''супесь'', ''суглинок'' из теминов ''песок'', ''глина''
:-) ) ''Методические рекомендации по формулированию и решению
исследовательских задач'' (ПНИ:351о7-9, следующая его версия - в
ЗЗР).
''7.
Аналогия.''
См. УАВ, ПМЯ (обзор
есть в УАВ:198-200), ПОМ (обзор есть в УАВ:200, дайджест - в БТВ),
ППК, ТЯБ (автор создал даже целую науку: ''аналогику'' :-)
).
Я два года назад
пробовал с этим разбираться, - даже таблицу специальную
(''Сопоставление'') сделал, - но практической отдачи в решении
задач не получил, и это заглохло.
...
Литература:
АКД - Альтшуллер Г.С.
Как делаются открытия (мысли о методике научной работы), Баку,
1960, 11 с. Рукопись деп. в ЧОУНБ № 685. (
http://www.bedload.boom.ru./MyPapers/Another/a3.htm ) (теперь этой
статьи там нет!)
БТВ - Богданов А.А.
Тектология: Всеобщая организационная наука.- М.:Экономика, 1989.-
кн.1 - 304 с., кн.2 - 351 с.
ЗЗР - Злотин Б.Л.,
Зусман А.В. Решение исследовательских задач. - Кишинев: МНТЦ
''Прогресс'', Картя Молдовеняскэ, 1991.- 204 с.
ПДТ - Пушкарев С.В.
Дайджест трех описательных алгоритмов Ляпунова и пояснений к ним
Пузаченко и Скулкина. // Алгоритмы для всех, в. 22 от 31 января
2002 г. и в. 25 от 29 апреля 2002 г.
ПНИ - Поиск новых идей:
от озарения к технологии.- Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989.- 381
с.
ПОМ - Petrovitch M.
Mecanismes communs aux phenomenes disparates. Paris, 1922
(М.Петрович Общие механизмы у разных явлений.)
ПМЯ - Petrovitch M. La
mecanique des phenomenes fondee sur les analogies.- Paris, 1906
(М.Петрович Механика явлений, основанная на аналогиях.)
ППК - Поиск подходов к
решению проблем. М.: СИНТЕГ, 1999
ТЯБ - Тайц О.Г. Язык
БРЯН и системные исследования: интеллектуальные инструменты
научного творчества.- Брянск: Придесенье, 1994.- 142 с.
УАВ - Уемов А.И.
Аналогия в практике научного исследования. Из истории
физико-математических наук.- М.: Наука, 1970.- 264
с. |