АРХИВ рассылки "Как делать открытия" |
Рассылка ''Как делать открытия. Приемы решения научных задач''Выпуск № 12. -- 18 января 2002 г. -- Сайт http://bedload.boom.ru -- ancondratyev@peterlink.ru Здравствуйте, дорогие
колллеги! Сегодня представляю Вам отрывок из тринадцатого выпуска Фонда-Архива Генриха Альтшуллера (Г.Альтова), который рассылается Журавлевой Валентиной Николаевной. В этом отрывке Генрих Саулович Альтшуллер говорит о методике проведения научного поиска, решения открывательских задач. Иллюстрировано примерами из опыта решения научных задач В.В. Митрофанова. Я не получал разрешения на публикование этого отрывка. Надеюсь, Валентина Николаевна меня простит.
Пусть это будет рекламой ТРИЗу и применнению ТРИЗ в решении научных задач.
Альтшуллер Г.С. “Для преподавателей и разработчиков
ТРИЗ” Один из путей создания теории решения научных (“открывательских”) задач состоит в исследовании гаммы задач, переходных от чисто изобретательских к чисто исследовательским. Возьмем задачу, в которой 9/10 изобретательского и 1/10 исследовательского. Посмотрим, что особенного в этой одной десятой. Потом возьмем задачи, в которых исследовательского будет 3/10, 6/10, 9/10... И каждый раз будем присматриваться к научной части этих задач. Какие там особенности? Откуда берется неопределенность, требующая исследований? Что особенного в ходе решения таких задач? Нельзя ли использовать в научной части этих задач привычные инструменты - ФП, ИКР, приемы?.. Это очень перспективный путь В этой связи особый интерес для разработчиков и преподавателей ТРИЗ представляет работа Волюслава Владимировича Митрофанова “Исследование дефектов в пленках двуокиси кремния на кремнии”. Это редчайший и потому ценнейший документ: запись хода исследования, “кинограмма” исследования. Мы имеем дело с натуральной записью размышлений исследователя в ходе исследования. Задача, над которой работал В.В.Митрофанов, чисто исследовательская или почти исследовательская. Объект исследования - система “кремний, покрытый тонким слоем двуокиси кремния”. В двуокиси кремния возникают поры - это плохо. Как от них избавиться? Чтобы подступиться к этой задаче, надо знать, почему возникают поры. Вспомним, например, задачу о шлаке; там было абсолютно ясно, почему образуется твердая корка (горячий шлак соприкасается с холодным воздухом и охлаждается). А почему образуются поры в двуокиси кремния - это неизвестно. Неизвестно также, какие факторы и как именно влияют на процесс образования пор. Сплошные “иксы” и “игреки”... Поэтому решение идет методом проб и ошибок. Выдвигается гипотеза (“А что если число пор зависит от такого-то фактора таким-то образом?”), ставятся опыты. Одна гипотеза не подтверждается, выдвигается другая и т.д. Порой исследователю хочется прекратить эти попытки и заняться накоплением информации. Но нет времени на чистую теорию, производство не хочет ждать. А иногда нет возможности поставить даже необходимый опыт (не дали печь - и все...). Здесь мы подходим к самому интересному. В.В,Митрофанов ставит методологический эксперимент. В тактику поиска “научным тыком” он сознательно вводит эвристический прием - формулирование физического противоречия. При решении изобретательских задач формулирование ФП - очень сильный прием. Но в изобретательских задачах мы умеем точно формулировать ФП. Мы знаем, как от ситуации переходить к задаче, а от задачи - к модели задачи. Знаем, как формулировать ИКР. Формулировка ФП в изобретательской задаче - продукт последовательного анализа, проводимого по определенным правилам. Как формулировать ФП в исследовательских задачах, мы пока не знаем. Приходится полагаться на интуицию... В результате возникают разные формулировки ФП. И все-таки эти формулировки что-то дают. Как правильно формулировать ФП при решении исследовательских задач? Как вести пошаговой анализ таких задач? Как строить модель исследовательской задачи? Как формулировать ИКР? Как выглядит список типовых приемов устранения ФП в исследовательских задачах? Эти вопросы пока остаются без ответа. Статья В.В.Митрофанова - “портрет” одного исследования. Нужна целая картинная галерея. Чтобы ответить на приведенные выше вопросы. Но и один “портрет” может многое дать - если поразмышлять. Почему, например, вообще возникли “иксы” и “игреки” в этой задаче? Почему нам неизвестно то, что неизвестно? Почему нужны пробы и ошибки? Задать эти вопросы легче, чем на них ответить. Но я рискну высказать такое предположение: исследователи работают с этой задачей на макроуровне, а события в исследуемой системе возникают на микроуровне. Поры - макроуровень. А корни событий - на микроуровне, во взаимодействии атомов. Кремний - кристалл, а двуокись кремния - аморфное вещество. Возникают ли поры, когда аморфный окисел появляется на идеальном кристалле? Как вообще идет процесс образования окисла на идеальном кристалле? Нужны схемы на атомарном уровне: вот так выглядит идеальный кристалл, вот так выглядит монослой окисла на его поверхности, вот так выглядит “многоэтажный” слой окисла... Судя по записям В.В.Митрофанова, исследователи не знали - как в идеальном случае идет процесс. Тут уже была неопределенность. И на эту неопределенность была наложена вторая неопределенность: поведение дислокаций (дефектов) кристаллической решетки, их влияние на образование и эволюцию пор. А на каком-то этапе исследования была введена и третья неопределенность: влияние внешней среды, например, водорода. Может быть, истоки неопределенности исследовательской задачи именно в этом: 1) исследователь оперирует не на том уровне, на котором развиваются события (вспомним, “кошмар Дженкинса”), и 2) исследователь не приводит систему к виду, когда в ней остается один “икс”... Статья В.В.Митрофанова заставляет задуматься над подобными вопросами, в этом ее ценность”.
Сейчас Волюслав Владимировичу Митрофанову: mitrofanovvv@mail.ru - занимается созданием уникальной компьютерной программы "Машина открытий"! Жду Ваших писем о Вас и Ваших работах! Информация о Ваших работах будет размещена в рассылке. ancondratyev@peterlink.ru Александру Кондратьеву. Сайт ''Русловые процессы и ТРИЗ'' http://bedload.boom.ru Предыдущие выпуски есть
в каталоге Subscribe.Ru Отписаться от рассылки
''Как делать открытия. Приемы
решения научных задач'' можно здесь Желаю Вам всего самого хорошего!!! Ведущий - А.Кондратьев |
АРХИВ рассылки "Как делать открытия"