A.Н.
Кондратьев
Как
делать открытия?
Хотим рассказать
о необычном
педагогическом проекте, в
котором сейчас принимаем
участие. Это специальная
обучающая компьютерная
программа с
фантастическим названием
“Машина открытий”.
Автором
создаваемого “алгоритма
открытий”, основанного на приёмах
решения научных задач,
является Волюслав
Владимирович Митрофанов –
друг и ученик автора ТРИЗ
Генриха Сауловича
Альтшуллера. Более 25 лет
В.В. Митрофанов
возглавляет созданный им
Международный университет
научно-технического
творчества и развития при
Выборгском дворце
культуры и техники в
Санкт-Петербурге.
Этот
удивительный человек
сделал за свою жизнь
(трудно представить!)
несколько открытий.
Например, эффект Тваймана
был открыт в 20-е годы
настоящего столетия, а В.В.
Митрофанов его объяснил в
1990 году. Эффект Рассела был
открыт в 1897 году, а В.В.
Митрофанов его смог
объяснить в 1975 году и т.д.
Этими эффектами
занимались многие учёные,
но не смогли постичь их
секретные причины. Почему?
После многолетней работы и
успешного решения
нескольких научных задач
он сформулировал для себя
набор приёмов решения
научных задач, которых
любовно назвал “нотами”.
В прошлом году вышла его
книга “От
технологического брака до
научного открытия” [1], в
которой описаны эти
приёмы. Очень рекомендуем
прочитать эту книгу. Это
прекрасный сплав
увлекательного и
понятного даже школьнику
способа изложения и
насыщенного фактами и
примерами научного
материала, пропитанного
многолетним опытом В.В.
Митрофанова. К сожалению,
первый тираж этой книги
полностью разошёлся.
Мечтаем, что удастся
выпустить второе издание
этой замечательной книги.
Появилась идея
создать компьютерную
программу с двумя
неразрывными целями.
Первая цель: в
доступной форме, через
диалог с машиной, научить
будущего исследователя
применять найденные
приёмы для решения научных
задач. А научиться решать
задачи можно только решая
их, как плавать - плавая!
Поэтому работа с
программой будет
представлять собой
решение 40-60 настоящих
научных задач - Гриффитса,
Резерфорда и других. По
ходу решения будут
задаваться наводящие
вопросы, подсказки,
аналогии, чтобы
обучающийся САМ мог пройти
путь к открытию, а может
быть и найти свои
оригинальные решения.
Приёмы (семь “нот”)
вводятся по ходу решения
задач (найдите
диссимметрию, в чём эта
диссимметрия внешне
выражается, рассмотрите
превращения энергии в
соответствии с принципом
компенсации,
сформулируйте
противоположный
эксперимент и т.д.).
Обучающийся сам применяет
ноты и сам ищет и находит
решения реальных научных
задач. В процессе решения
этих задач все получат
кроме удовлетворения от
узнавания нового
возможность оценить себя:
как я умею выдвигать
гипотезы. Мы не исключаем
– Вы сделаете первое
открытие для себя, а затем,
оценив его, возможно, и для
всех. Всегда имеет место
девиз – “Пошёл в Индию –
открыл Америку!”
Вторая
неотъемлемая цель этой
программы - одновременно
воспитать у обучающегося
необходимые для него при
решении задач качества
характера. Это стержень
программы. В.В. Митрофанов
долго искал стержень,
фундамент, на который
можно такую программу
поставить. И вот у него
появился вопрос – “Почему
я смог решить эти задачи, а
они сотню лет не могли
решить их?” Что надо
сделать, чтобы озарение
наступило более быстро, и
вообще пришло, а не прошло
мимо? Волюслав
Владимирович тщательно
пересмотрел огромное
количество человеческих
качеств. И выделил около 40
таких основных свойств
характера, которыми
обладал он, и которые
помогли ему сделать
открытия в тех проблемах,
которыми десятки лет
занимались специалисты.
В книге С.Г.
Бернатосяна “Воровство и
обман в науке” [2]
полностью подтверждается
мысль по поводу свойств и
черт характера различных
учёных. При работе с
программой ученик
самостоятельно проследит
за изменением своих
качеств характера в
процессе усвоения приёмов
решения научных задач.
Считаем, что познание
методики должно
постепенно вселить в
исследователя уверенность
в своих силах. Победите
себя, преодолейте всё, что
Вам мешает находить
решение – лень, слабый дух,
боязнь, сомнение,
комплексы и приобретайте
любознательность,
упорство, смелость в
мыслях и делах!
Эта программа
может использоваться для
обучения всех категорий
пользователей от
студентов и школьников и,
возможно, будет полезна и
для опытных учёных.
На
предварительном этапе
программа включает:
- описание
приёмов решения
научных задач (7
“нот”),
- тексты
подробных разборок 10
реальных уже решённых
задач,
- таблица для
самостоятельной
оценки обучающимся
своих качеств
характера,
- тест для
объективной оценки
типа личности и совет
по выбору способов
решения задач,
- два алгоритма
решения научных задач
для разных типов
личности,
- терминологический
словарь.
Работа над этой
обучающей программой до
настоящего времени
ведётся на энтузиазме
автора создаваемого
“алгоритма” В.В.
Митрофанова и его
помощников.
На первый взгляд,
предлагаемая идея –
создать алгоритм открытия,
может показаться
необычной. Но именно это и
именно сейчас мы сделали!
Впереди разработка
расширенного варианта
программы.
Литература.
- В.В.
Митрофанов. От
технологического
брака до научного
открытия. –
Ассоциация ТРИЗ
Санкт-Петербурга, 1998.
– 395 с.
- С.Г.
Бернатосян. Обман и
воровство в науке
(Серия “Наука с
чёрного хода”) – СПб.:
Эрудит, 1998. – 384 с.
|